Следы Бернардацци: часть вторая

Александр Осипович Бернардацци — знаковая личность для Одессы. Став в 1879 году главным архитектором города, Александр Осипович приступает к работе. По его проектам и под его чутким руководством в Одессе были построены здания гостиницы «Бристоль», Новой биржи, Реформаторской церкви, клиники медицинского института, и многие многие другие.

Я уже показывал часть зданий, к возведению которых приложил руку великий мастер. Сегодня, покажу еще.

Доходный дом Петрококино, расположенный на улице Троицкой под номером 20.

Доходный дом Политаки. Базарная, 20.

Пока искал удачный ракурс — подошли два «пацанчика». Очень хотели сфотографироваться.

с криками: «выкладывай в контакт», — пошли за пивком.

Кстати, в этом здании расположен Всемирный клуб одесситов. Президент (или глава, я не знаю точности их штатного расписания) — Михал Михалыч.

Самая большая неудача постигла меня во время поисков больницы на улице Белинского. Мало того, что по одним данным она находится под 9 номером, по другим данным — под 11 номером, т.е. понять какое именно из зданий детище Бернардацци — очень сложно, так и самое здание довольно скучное. Если я правильно понял, вот оно.

Здание, находящееся по адресу Мечникова, 53, изначально было инвалидным домом, затем там находилась пищепромавтоматика, а теперь тут милиция.

История здания на Дидрихсона, 7, мне вообще не известна. Сейчас в нем находится частная школа, насколько я понимаю.

Очень уютное и домашнее здание. Жаль, что перед ним поставили произведения современного искусства.

Самое красивое (не считая гостиницы Бристоль, которую я пересниму обязательно еще раз) я оставил напоследок. Здание Новой Биржи было заложено в 1894 году на перекрестке улиц Пушкинской и Полицейской (нынешней Бунина), т.к. здание старой биржи (нынешней городской думы) перестало соответствовать требованиям биржевых игроков. Новая Биржа должна была стать большой, просторной и удобной. Как и любую другую биржу, одесскую Новую Биржу строили так, чтоб здание обладало плохой акустичностью: биржевым брокерам было важно, чтоб их разговоры не были слышны на все здание, т.е. торги оставались тайной. Очень символично, что сейчас в здании располагается филармония :). Кстати, когда-то жрицы любви, которые теперь обитают на Таможенной площади, искали клиентов возле Новой Биржи. Так что когда-то это здание было коммерческим центром города, а теперь является культурным.

Кстати, окна для Новой Биржи сделала мастерская Молинари.

В свободный от концертов тихий вечер на крыльце сидит кошка.

Слева от центральной лестницы здания установлен памятник А.О. Бернардацци. Перелазить через ограждение я не стал, поэтому фотографии только с неудачных ракурсов.

«В ознаменование 50-летней архитектурной деятельности архитектора строителя биржи Александра Осиповича Бернардацци», — гласит надпись на памятнике.

  • 373654

    Острозуб, здрасьте!
    Меня зовут светлана, у меня есть к Вам предложение по поводу использования Ваших фото. Если у вас есть возможность, перезвоните мне по тел: 795 53 05. Спасибо!

  • Ярослав

    На фото корпус спроектированный не Бернардацци. Нет никакой возможности сфотографировать с улицы корпуса спроектированные именно Бернардацци.

    Инвалидный дом проектировал тоже не Бернардацци, это коллективный труд иных архитекторов.

    • ostrozub

      Ярослав, спасибо за уточнения!
      Скажите, а корпус, который проектировал Бернардацци, всё еще цел? Если зайти во двор, его можно найти?

      По поводу инвалидного дома — насколько я понимаю, это проект других архитекторов, а Бернардацци руководил непосредственно строительством. Возможно, он как-то изменил или дополнил его, но это уже на уровне догадок и ни на какую историческую справедливость не претендует.

      • Ярослав

        Сложно сказать, я на территории не бывал, а так как корпуса были одноэтажными, то с улицы их не видно. Выглядели корпуса так, но хорошо, если хотя бы один кохранился: http://www.odessastory.info/albums/userpics/10172/normal_012_009_020.jpg А сфотографированное здание возвели в 1914-м году, но во время войны оно лишилось своего главного декоративного элемента — крыши, а до этого было достаточно привлекательным.

        Автор внешнего вида Инвалидного дома — Ю.М. Дмитренко, так как только он работал в псевдорусском стиле, остальным авторам — Гонсиоровскому и Шейнсу, этот стиль был достаточно чуждым.