Фоторассказы об Одессе

Рим

В начале мая посчастливилось побывать в Риме. Вооружившись камерой с дюжиной-другой плёнок и блокнотом в виде айфона, я, вместе с любимой, почти неделю собирал впечатления от итальянской столицы.

«Синьорэ и синьори, бенвенути а Рома», — сказал капитан самолёта после посадки. А может, это придумал я сам.


Из пригородного Фьюмичино, где находится аэропорт имени да Винчи, до римского вокзала Термини ходит электричка с созвучным названием «Леонардо».

Первое впечатление от вокзала невозможно домашнее. Всему виной особенный аромат, настойчиво напоминающий мясной корпус одесского Привоза.

Сам вокзал сперва кажется странным и совсем не по-итальянски скромным. Но потом, освоившись, замечаешь его элегантность и уместность. Риму есть, что показать. Вокзал вполне может быть аскетичным.

На входе в метро с нами знакомятся туристки из Бразилии. Пока объясняю им, как купить билет, успеваю поделиться своими знаниями об их родине. «Неймар, карнавал», — с широкой улыбкой говорю я. Странно, но ни Андрея Шевченко, ни одесскую юморину, никто из них не вспомнил.

Римское метро не заставляет сердце биться чаще и не поражает воображение своей красотой. Но оно исправно и предсказуемо работает.

В вестибюлях станций и переходах, в отличие, скажем, от Барселоны, нет специальных мест для музыкантов. Но они иногда играют прямо в вагонах.

Суточный билет стоит 7 евро. С одной стороны, не очень дёшево, с другой — очень удобно и универсально, т.к. билет даёт право проезда не только в метро, но и на автобусах и трамваях.

Удивительно, но в общественном транспорте многие читают бумажные газеты и книги. В киевском метро, например, пассажиры коротают время с айпадами, киндлами или, на худой конец, телефонами в руках. А в Риме о победе Клаудио Раньери в футбольном чемпионате Англии узнают из утренней газеты, а бульварный роман вполне читается с шершавых страниц.

На римских дорогах очень много мотороллеров. Очень, очень много мотороллеров.

Это не дань моде и не пижонство. Просто по узким римским улочкам легко и приятно ездить на двухколёсном транспорте.

Особой популярностью здесь пользуются итальянские мотороллеры Веспа. И если в наших широтах Веспа — удел хипстеров, то в Риме на них ездят абсолютно все. Кажется, что такой скутер есть даже у заядлых автомобилистов. И часто они совсем не новые, но выглядят чертовски хорошо.

Примерно такая же ситуация с машинами. Итальянцы обожают Фиат Чинквеченто, а особенной любовью пользуются старые модели.

Уверен, что поддерживать такое состояние старых машин сильно дороже, чем купить новую той же модели.

Бывают, конечно, чуть менее ухоженные экземпляры, но они всё равно очень привлекательны.

А вообще, по тем машинам, что ездят улицами Рима, вполне можно изучать историю европейского автопрома. Вот, например, Опель Кадет. В таком кузове его выпускали с 1965 по 1973 год.

А это Рено 4. Похоже, что эту модель выпускали в семидесятых.

Это трёхколёсное чудо называется Пьяджо Апе. Определить год выпуска не берусь.

Итальянских суперкаров, к сожалению, практически не видел. За всё время встретились лишь несколько Феррари и Мазератти.

Дорожное движение в Риме тщательно спланировано и организовано. Даже сравнительно узкие улицы зачастую разделены на секции, отделённые островками безопасности: полосы для движения общественного транспорта и такси, дороги общего пользования, трамвайные пути и велодорожки. И все они отлично живут вместе.

Для тротуаров остаётся сравнительно мало места, а иногда их и вовсе нет. Тем не менее, пусть даже и небольшой, но тротуар остаётся пешеходным, машины на нём никто не паркует. А если тротуара нет вовсе, то пешеходам легко и комфортно гулять прямо по дороге.

В остальном, культура вождения мало чем отличается от одесской. Знак «уступить дорогу» воспринимается скорее как совет: местные водители удивительно смело вклиниваются в поток машин, выруливая со второстепенной дороги. Пешеходов на «зебре» пропускают только тогда, когда траектория движения машины проходит прямо через пешехода. Если же есть возможность проскочить — римский водитель без зазрения совести ей воспользуется. И вообще, стиль вождения очень южный, темпераментный и рисковый.

Наиболее характéрный случай произошел с нами во время одной из поездок на такси сервиса Убер. Поздним вечером водитель Ауди бизнес-класса вёз нас по окружному шоссе. Решив с него съехать по отделяющемуся путепроводу, он плавно перестроился в правый ряд, а затем, передумав, резко ринулся обратно в левый, едва разминувшись с отбойником и довольно опасно «подрезав» скромную малолитражку. Извиняться сигналами аварийки он не стал, здесь так не принято.

Однажды видели, как водитель пересекает две сплошные полосы разметки. Что необычно, водитель был на BMW X5.

Необычно потому, что внедорожников, паркетников и прочих больших машин в городе очень мало. Рим — город победивших малолитражек. Кроме них на дорогах очень много автобусов: маршрутных городских, экскурсионных, прогулочных и наверняка каких-то других. Они ловко лавируют в потоках транспорта и удивительно компактно паркуются.

Странно, но в Риме нет городского велопроката.

Это удивительно, т.к. на многих улицах есть велодорожки. Велосипедистов тоже достаточно много, есть небольшие частные точки проката велосипедов.

В таком городе отсутствие большой централизованной системы проката выглядит откровенным недоразумением, которое, впрочем, можно списать на итальянскую неторопливость.

Римские пешеходные светофоры состоят из трёх секций. К привычным красному и зелёному добавляется жёлтый. За неделю в вечном городе я так и не понял, зачем нужен пешеходный жёлтый. И автомобилисты, и пешеходы воспринимают этот сигнал как зелёный: и те и другие продолжают движение.

В городе довольно много полицейских, в людных местах встречаются военные с автоматами. Тем не менее, они не пугают, а как-то даже гармонично вписываются в окружающую среду. Не в последнюю очередь потому, что чаще всего подтянуты и стройны, а также одеты в модные костюмы, которые язык не поворачивается назвать формой.

Типичная римлянка одета в джинсы с рваными дырками на коленях, чёрный свитер и ботинки Доктор Мартинс. Справедливости ради нужно сказать, что чувствует себя в этой одежде она замечательно, и выглядит вполне неплохо. Типичный римлянин выглядит так, будто только вышел из фотостудии, где снимался для обложки модного журнала. Из-за сильного контраста с нашими реалиями, где девушки надевают туфли на высоких каблуках даже при походе на рынок, а парни позволяют себе прийти в театр в шортах, первое время такая помпезность итальянских мужчин сильно бросается в глаза. Но потом как-то привыкаешь.

Несмотря на то, что итальянцы живут в кулинарном раю, полных людей практически нет. Все как один подтянуты и тонки, словно осиновый лист.

Не раз видели, как в метро эскалаторы идут вниз, в то время как наверх предлагается подняться по лестнице. Не знаю, сделано ли это для поддержания стройности, но всё же.

Очень многие курят электронные сигареты, да и курильщиков обычных хватает. Не раз видели водителей автобусов, курящих прямо за рулём.

Вернусь к кулинарному раю. В Италии действительно вкусно кормят. Из-за распространённости и повсеместной популярности итальянской кухни, названия блюд в меню не вызывают буйного восторга. Спагетти с пармезаном, пицца, тирамису — кого теперь этим удивишь? Но то, как эти блюда готовят, просто невозможно переоценить.

Чувствуется, что желание вкусно поесть здесь возведено в ранг национального искусства. Что особенно здорово, нам ни разу не попались заведения, где за 100 Евро предлагается огромное пустое блюдо, по центру которого выстроен небольшой замысловатый арт-объект. Даже напротив, и блюда, и подача максимально просты и, в то же время, гармоничны.

Кулинарная Мекка Рима — район Понте. Вдоль узких его улочек рассыпалось великое множество прекрасных заведений. Многие из них — крошеные коморки, рядом с которыми стоят несколько деревянных столиков, покрытых белой скатертью в красную клетку.

Отдельно стоит сказать о мороженом. Сказать, что в Италии любят мороженое, значит не сказать ничего. Небольшие кафе, специализирующиеся на его продаже, в Риме встречаются с завидной частотой. Для таких заведений в итальянском языке даже есть своё название — джелатерия.

Едва ли не в первый день приезда нам посчастливилось случайно найти крутейшее место, где продается лучшее мороженое в мире. Называется оно Gelateria La Romana, и я смело рекомендую зайти туда, если окажетесь в Риме.

Может быть, мне просто показалось, но в заведениях почему-то совсем нет салфеток на столах. Буквально одну-две принесут вместе с фраже, и всё, больше не положено.

А еще, кажется, что в Риме чайный кризис. Просьба принести горячий чёрный чай вызывала у официантов почти ступор. Зелёный, фруктовый — пожалуйста, а чёрного чаще всего не было.

Буквально во всех местах, где мы побывали, к оплате принимали карту. А вот давать чаевые было очень непривычно. Дело в том, что автомат по продаже билетов в метро давал сдачу монетами, которыми оставлять на чай очень удобно. Но отделаться от ощущения, что оставлять монеты несколько оскорбительно, было не так просто. Кстати, во всех заведениях всегда приносили сдачу до копейки. А за чаевые искренне и даже несколько излишне благодарили.

Пожалуй, все знают об эмоциональности итальянцев. Они любят громко говорить, энергично жестикулировать, подолгу целоваться при встрече и просто всячески проявлять свои чувства. Но то, как итальянцы ведут себя на футболе, это отдельный разговор.

Я не мог упустить возможность сходить на легендарный стадио Олимпико. Играли римский Лацио с миланским Интером, но сам матч был чистой формальностью: футбольный сезон подходил к концу и победитель чемпионата уже был известен.

Мы сидели на обычной трибуне, окружённые болельщиками разных возрастов. Когда судья принимал решения не в пользу домашней команды, все болельщики, как один, вскакивали со своих мест словно взведённые пружины, и бросали в сторону арбитра пылкие фразы. В эти минуты моих бедных знаний итальянского хватало, чтобы понимать всё, что они говорят. Похоже, что ругань на всех языках одинакова.

Свою команду поддерживали по-домашнему тепло: хором cкандировали фанатскую кричалку о Мирославе Клозе, особенно сопереживали местному любимчику Антонио Кандреве и гордо пели гимн клуба.

Итальянцы приветливые и доброжелательные. За неделю в Риме мы ни разу не встретили недовольного лица, тона или намёка на «понаехали». С другой стороны, фальшивой улыбки тоже вспомнить не могу. Похоже, что к туристам здесь привыкли много столетий назад, и теперь комфортно с ними сосуществуют.

Однажды довольно возрастной продавец из магазина оптики вышел со мной на улицу пообщаться о фотографии. Рассуждал о том, что плёнка учит ценить каждый кадр, рассказывал о своей камере и любимых местах в Италии.

Именно у него, к слову, я купил первые в жизни солнцезащитные очки. Всегда считал, что мне их носить просто противопоказано. Оказалось, завершить этот гештальт можно с помощью доброго и честного продавца.

🇮🇹

Рим — большой и разнообразный город. Уверен, каждый здесь найдёт что-нибудь по вкусу.

Культурных и исторических достопримечательностей здесь такое количество, что на их беглый осмотр не хватит и месяца.

В некоторые из них очереди настолько длинные, что я себе и представить не мог. В музеи Ватикана, например, каждый день выстраивается очередь в несколько сот метров.

Приятная новость заключается в том, что стоять в очередях не нужно, если заранее купить билеты в интернете. Там же обычно можно найти дополнительные опции, которые не всегда удаётся заметить в кассе.

Так, например, мы взяли экскурсию с гидом по замку Святого Ангела. Оказалось, что эту опцию выбирают очень редко, и к нашему приходу были не очень готовы. Англоязычный гид куда-то пропал, и проводить экскурсию пришлось итальянке со смешным акцентом. Зато, нас провели по стене от замка к Ватикану, показали закрытые помещения и рассказали несколько интересных историй.

Из других интересных мест запомнились музеи Ватикана — совершенно потрясающее место. Я думал, что кроме Сикстинской капеллы не найду в них ничего интересного. Оказалось, что там есть египетские мумии и статуи, картины Караваджо, да Винчи и Ван Гога, автомобили папы и многое другое.

Музеи настолько хороши, что за один визит мы не смогли даже быстро пройти через все интересные экспонаты. Пришли второй раз, но и со второй попытки посмотреть всё не смогли.

Вообще, при посещении Ватикана важно правильно спланировать время. Здорово, если на это получится выделить целый день. А может, лучше и не один.

Я всегда думал, что Ватикан — маленький пятачок в центре Рима, открытый для всех желающих. Я ошибался. Прежде всего, он совсем не такой маленький. И он совсем не открытый: с тех сторон, где он не окружён высокой стеной, он обнесен заградительными барьерами, надёжно охраняемыми местной полицией.

Для входа на площадь Святого Петра, например, нужно пройти через рамку металлоискателя. Такая же ситуация со входом в ватиканские музеи.

А в сады Ватикана, в которых по рассказам местных любит гулять Папа, попасть еще сложнее. Прогулочная экскурсия на небольшом автобусе доступна по простой предварительной записи. А вот пешая прогулка, насколько мне удалось понять, возможна только после предварительной подачи документов и в сопровождении гида. Сады, к слову, мегаприятное место. Никогда не думал, что меня можно удивить ландшафтным дизайном. Оказалось, что вполне. Они особенно удивительны в сравнении с нашими парками, где встретить ровно подстриженный газон — большой успех.

Поначалу немного смущает тот факт, что билеты во все музеи стоят приличных денег. Но затем, посетив несколько бесплатных достопримечательностей, понимаешь, что стоит платить. Возле фонтана Треви, к примеру, аномально много людей. Шумные азиатские туристы и назойливые продавцы селфи палок просто вынуждают поскорее уйти.

Примерно так же обстоят дела возле Пантеона.

Билеты, к слову, часто имеют одинаковую форму и размер. Вот, например, билет на купол собора Святого Петра.

А это билет в метро.

И билет в музеи Ватикана.

С другой стороны, в Риме достаточно интересных объектов, не так избалованных вниманием туристов.

Вот, например, дворец итальянской цивилизации. О нём я узнал из курса Вадима Басса «Архитектура как средство коммуникации», и сразу же захотел увидеть живьём.

Это совершенно изумительное по своей чистой красоте здание стоит на юге Рима в районе всемирной выставки. Вокруг мы не встретили ни одного туриста.

В таком большом и богатом на впечатления городе невозможно заставить себя долго сидеть на месте. Каждую минуту хотелось потратить с умом. За неделю в итальянской столице мы приобрели уйму впечатлений и приятную усталость.

Прощались с Римом мы там же, где с ним познакомились — на вокзале Термини. По-местному игриво сказав «Чао, Рома!», мы сели на скоростной поезд с романтичным именем «Красная стрела», взяв курс на север. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в другой раз.

🇮🇹🇮🇹🇮🇹

Подписывайтесь на уведомления о выходе новых постов по почте. Не откладывайте дело в долгий ящик:

Я очень люблю читать ваши письма с отзывами, комментариями, пожеланиями и историями. Пишите, я обязательно отвечу.

Страничка блога в Фейсбуке | Во Вконтакте | Мой Инстаграм | Твиттер

  • Костя, душевно и волшебно! Настолько, что хотелось бы увидеть в такой палитре длинный размеренный документальный фильм о современном Риме. От меня отдельный респект за Дворец итальянской цивилизации, не знал и жалею, что не знал. От Карины, предполагаю, респект за упоминание формата билетов :).

    • ostrozub

      Спасибо, сэр. Карине привет ;)

  • Katerina Kai

    очень интересный пост получился :) и фотографии. захотелось на месяц-другой в Рим :)

    • ostrozub

      Спасибо большое ;-) На месяц-другой в Рим — вполне достойная идея, я тоже за

  • Elena Mokij

    Спасибо за интересную прогулку по Вечному городу :-)

  • все-таки насколько вкусные цвета на пленке…

    • ostrozub

      ага, я за эти цвета готов простить плёнки дороговизну, головную боль с проявкой и сканом, шумы и прочие грехи

Немного обо мне

Я люблю Одессу, фотографию, хороший дизайн, быстрый интернет, интересные фильмы, комментарии к моим записям. Есть подозрения на любовь к книгам. Рад гостям, заходите чаще.

Оглавление